Методика диагностики направленности на
поиск/припоминание информации.
Горюшина Е.А., Владимиров И.Ю.
С точки зрения диагностики
особенностей регуляции процессов переработки информации в ходе практического
мышления важным является вопрос о нахождении устойчивой психической
характеристики (свойства), связанного со спецификой изучаемого явления. Одной
из таких структур психики может являться познавательная направленность
субъекта. Так Ю.К. Корнилов и Л.П. Урванцев описывали особую
личностную структуру психики: практическая/теоретическая направленность
мышления (Корнилов 2004, Урванцев 2004). Выраженность того или иного типа
направленности связана со склонностью субъекта определенным образом
формулировать и решать задачу. Практики ориентированы на решение вопроса о
достижении результата деятельности, преобразование ситуации, а теоретики на
выявление особенностей организации явления, понимание закономерностей,
объяснение. Нами было предположено существование и других индивидуальных
различий в сфере направленности личности, связанных с особенностями организации
когнитивных процессов.
Для описания особенностей
построения модели ситуации в практическом мышлении важным является вопрос об
особенностях организации обратной связи и о том, на что в первую очередь
ориентируется субъект: на арсенал наработанных средств интерпретации и решения,
или на исследование актуальной ситуации. Данная проблема актуальна не только
для психологии практического мышления, но носит глобальный общепсихологический
характер. В частности, для психологии восприятия, внимания и памяти остается
актуальным вопрос о роли структур памяти (эталонов, схем, категорий, моделей) с
одной стороны и процессов организации получения актуальной информации с другой,
для построения образа актуальной ситуации. В качестве крайних точек зрения
можно привести мнения Дж. Гибсона, подчеркивавшего приоритет актуального
взаимодействия (Gibson 1959) и Дж. Брунера, говорившего о ведущей роли
структур опыта (Bruner 1957). Очевидно, для быстрого экономичного и адекватного
образа важны оба фактора: использование эталонов обеспечивает скорость и
экономичность, а эффективно организованная обратная связь – адекватность, что и
нашло отражение в дальнейшем развитии теорий организации познавательной
активности. Например М. Эрдели предлагая модель гибкой и множественной
селекции указывает структуры осуществляющие отбор информации и на этапе
сенсорной переработки, и на стадии актуализации информации из долговременной
памяти (Erdelyi 1974). Р. Шифрин и У. Шнайдер выделяют в составе
процессов внимания автоматические и контролируемые процессы. Первые в отличие
от вторых функционируют по алгоритмы, слабо осознаются, эффективны для типичных
задач (Schneider 1984, Shiffrin 1984).
Мы предположили что
индивидуальные различия в особенностях построения образа актуальной ситуации
связаны с одной из составляющих познавательной направленности личности – направленностью на поиск/припоминание
информации, то есть склонностью субъекта при отражении и интерпретации
актуальной ситуации рассматривать ее детально, как новую или соотносить с
эталонными случаями из собственной практики.
Для диагностики выраженности
данных типов направленности нами была разработана методика, построенная в форме
опросника предпочтений.
Конструкт. Направленность
на поиск/припоминание информации – мотивационно-регуляционная характеристика
личности, определяющая стратегию построения актуальной модели ситуации. Лица с
выраженной направленностью на поиск имеют склонность к детальному выявлению
характеристик ситуации, тенденцию к рассмотрению ситуации как новой, тенденцию
к исследовательскому поведению, имеют лучшие параметры организации обратной
связи.
Лица с выраженной
направленностью на припоминание имеют тенденцию пользоваться заготовками
решений (ориентироваться на эталоны), обладают более структурированной системой
опыта.
Предполагается большая
эффективность лиц направленных на поиск в исследовательских задачах и
ориентировке в новых ситуациях и большая эффективность лиц направленных на
припоминание при решении типичных задач.
Операциональное определение:
Человек, направленный на
поиск информации в отличие от направленного на припоминание характеризуется
следующим:
— задает много вопросов на уточнение
— быстро, спонтанно реагирует на ситуацию
— внимателен к деталям
— не боится делать ошибки
— не склонен к долгим размышлениям, сразу действует
— старается понять ситуацию.
Инструкция:
Вам предлагается тест из 55
утверждений. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из
утверждений, используйте следующую шкалу:
4 — согласен,
3— скорее согласен, чем не
согласен,
2 — скорее не согласен, чем
согласен,
1 — не согласен.
Текст опросника:
1. У меня часто возникают ощущения того, что я уже здесь был.
2. Я люблю вспоминать прошлые события.
3. Я склонен анализировать события уже после их окончания.
4. Я запоминаю свои успешные решения, чтобы потом повторить их.
5. Я лучше ошибусь, но сделаю все быстро.
6. Мне часто говорят, что я бурно реагирую на происходящее.
7. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью новых идей.
8. Я легко выдаю новые идеи.
9. Я медленно ориентируюсь в новой ситуации.
10. Я задаю много вопросов.
11. Обычно я быстрее других нахожу решение проблем.
12. В гостях я тщательно рассматриваю детали интерьера, обстановку.
13. Я всегда тщательно выясняю правила любой игры.
14. Мне нравится узнавать новые факты про знакомых.
15. У меня накоплен солидный багаж различный знаний и умений.
16. Обычно я долго размышляю, строю пути решения вопроса.
17. Мне нравится, когда события быстро сменяют друг друга.
18. Я предпочитаю сразу решать проблему, нежели обдумывать ее.
19. Мне кажется, что я придаю прошлому большое значение.
20. В делах я всецело полагаюсь на собственный опыт.
21. В трудных ситуациях я вспоминаю аналогичные случаи из жизни.
22. Я люблю задача на «сообразительность».
23. Я восприимчив к новым идеям.
24. Если ко мне неожиданно обращаются, я отвечаю первое, что пришло
в голову.
25. Я считаю, что первое решение обычно верное.
26. Я быстро принимаю решение.
27. Я часто действую по первому побуждению.
28. Я планирую последовательность своих действий.
29. Окружающие считают, что я человек – действия.
30. Я склонен к «философским размышлениям» по самым разным вопросам.
31. Считаю, что главное в профессии – приобрести опыт.
32. Я часто выигрываю в логических играх.
33. Я хорошо играю в карты.
34. Я учусь на своих ошибках.
35. Я часто сопоставляю события своей жизни с тем, что видел в
кино, читал в книгах.
36. У меня есть способ урегулирования конфликтов, который работает в
любой ситуации.
37. Я замечаю малейшие изменения в людях.
38. Я могу быстро найти дорогу в незнакомом городе.
39. Дни Рождения друзей и знакомых я знаю наизусть.
40. Я легко ориентируюсь по карте.
41. Я легко могу включиться в работу нового коллектива.
42. Многие телефоны я помню наизусть.
43. В трудных ситуациях нужные сведения из памяти всплывают сами
собой.
44. Я помню имена и фамилии почти всех, с кем когда-то общался.
45. В школе я легко и быстро заучивал стихи.
46. Даже если проблема неожиданная, я быстро ее решаю.
47. Когда я смотрю фильм, я строю версии о том, что будет дальше.
48. Мне понравилось бы заниматься фотографией.
49. Я мог бы хорошо водить машину.
50. По дороге я подмечаю рекламные щиты, вывески и т.п.
51. Я люблю играть в командные виды спорта.
52. Работа следователя кажется мне интересной.
53. Я всегда отмечаю детали одежды, прическу человека, с которым
общаюсь.
54. Я часто провожу аналогии между событиями своей жизни и жизни
друзей и знакомых.
55. Я учусь на чужих ошибках
Обработка результатов:
1. В баллы по обратной шкале
меняются на противоположные (4 на 1, 3 на 2 и т.п.)
2. Подсчитывается сумма
баллов
Высокий балл по опроснику
свидетельствует о выраженности направленности на припоминание информации.
Ключ:
Прямые вопросы:
1, 2, 3, 4, 9, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 28, 30, 31, 34, 35, 36, 39, 42, 43, 44,
45, 48, 54, 55
Обратные вопросы: 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29,
32, 33, 37, ,8, 40, 41, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53
Нормы.
Выборку нормирования
составили 100 человек, студенты ЯрГУ
Сырые баллы |
Стены |
113 – 117 |
1 |
118 – 122 |
2 |
123 – 127 |
3 |
128 – 133 |
4 |
134 – 138 |
5 |
139 – 143 |
6 |
144 – 149 |
7 |
150 – 154 |
8 |
155 – 159 |
9 |
160 – 161 |
10 |
Психометрическая проверка методики:
1. Анализ пунктов: в результате проверки заданий по параметрам «индекс
трудности» и «коэффициент дискриминативности» на выборке из 100 человек
(студенты ЯрГУ) из первоначальной формы содержавшей 80 заданий было отобрано 55
2. Проверка на надежность:
Надежность по однородности:
коэффициент Кронбаха 0,75 (α > 0,6)
Ретестовая надежность: R=0,91
p=0,01
3. Проверка на валидность
Критериальная валидность:
S=0,097 p=0,05
Конструктная валидность;
R=0,58 p=0,01
Конструктная валидность
методики проверялась с помощью использования опросника личностной ориентации
(POI): шкала «Гибкость поведения (Экзистенциальность)».