|
Методики
Методика диагностики практической направленности мышления
Л.П. Урванцева - Н.В. Володиной
скачать в формате *.doc (56 kb)
Практическая направленность мышления определяется нами как свойство познавательной активности, характеризующее её подчинённость предметно-преобразовательным целям и ориентацию на результат. При разработке данного теоретического конструкта были использованы работы Б.М.Теплова, К.А.Абульхановой-Славской, М.А.Холодной. В результате конкретизации исследуемое понятие было описано в нескольких группах признаков, на основе которых формулировались вопросы методики. Группы признаков: мотивация личности (интересы, предпочтения, цели, отношения), особенности интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, внимания, восприятия), характеристики поведения, особенности воспитания и среды развития личности, специфика эмоциональных переживаний и их проявлений.
Окончательный вариант методики для диагностики практической направленности мышления содержит 33 вопроса, отобранных из первоначальных 80 вопросов на основе анализа пунктов по индексам трудности и дискримнативности и прошедших ряд психометрических проверок. Психометрические проверки готовой методики проводились на выборке 150 человек (учащиеся старших классов школ г.Углича и студенты ярославских ВУЗов (ЯРГУ, МУБиНТ).
Вторым этапом разработки опросника являлась проверка его надёжности. Этот этап включал определение показателя надёжности по однородности (согласованность частей теста между собой) с помощью коэффициентов корреляции Спирмена-Брауна (0,899, значимость на 5% уровне), Кьюдера-Ричардсона (0,67, значимость на 10% уровне), а также ретестовой надёжности (временной устойчивости результатов теста). Повторное проведение теста на группе 46 человек через 3 недели после первого замера дало корреляцию 0,902, значимую на 5% уровне.
Измерение валидности предполагало проверку конструктной валидности (места и права существования методики в системе существующих теоретических разработок и используемых понятий). Был применён метод экспертных оценок (группа 37 человек). На основе сопоставления тестовых результатов и экспертных оценок мы можем говорить о значимом на 1% уровне коэффициенте ранговой корреляции (0,66) между ними.
Процедура нормирования (унификации, регламентация, и приведения к единым нормативам процедуры и оценок теста) являлась заключительным этапом разработки методики. Нормирование проводилось по методу сигмальных оценок, использовалась стандартная психометрическая шкала от 1 до 10.
Методика диагностики направленности мышления (у старших школьников и студентов)
Инструкция:
Продолжите пожалуйста приведённые ниже высказывания одним, соответствующим именно Вам вариантом ( А или Б – вариантов "не знаю" или "и то, и другое" быть не должно). Отвечайте по порядку, не пропуская вопросов. Помните: "правильных" и "неправильных" ответов не бывает.
1.Вам больше подходит работа, заключающаяся в :
А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей
Б) создании полезных продуктов- удобных и надёжных
2.Ваше хобби больше связано:
А) с получением знаний, открытием чего-либо нового (чтение, путешествия …)
Б) с созданием определённых продуктов (сочинение стихов, песен,рисование…).
3.При столкновении с проблемой Вы:
А) действуете не сразу, так как знания и варианты решения приходят после того как Вы поймёте, в чём именно проблема.
Б) начинаете действовать в некотором направлении сразу, ещё не имея чёткого плана- понимание причин противоречия приходит через некоторое время.
4. По-вашему, учёба в ВУЗе должна быть направлена на:
А) знания в определённой сфере
Б) компетентность в работе.
5. В Вашей семье больше поощрялись:
А) знания в разных сферах, эрудиция, успехи в учёбе.
Б) самостоятельное разрешение проблем, находчивость, прикладные умения.
6. Чтобы хорошо изучить предмет, Вам важнее:
А) потрогать его руками, проверить в действии
Б) понаблюдать за ним, узнать о происхождении, свойствах, строении.
7. Когда родители занимались чем-то с Вами, это чаще было:
А) совместное изучение чего-либо нового и интересного (посещение музеев и зоопарков, чтение, просмотр телепередач)
Б) совместное преобразование или создание чего-либо нового ( конструирование, починка, готовка)
8. Когда какое-либо бытовое устройство выходит из строя, Ваше ощущение растерянности:
А) длится несколько дольше, чем хотелось бы
Б) будет минимальным, даже, если Вы впервые оказались в данной ситуации.
9. Что преобладает у Вас в критической ситуации?
А) желание сначала обдумать всё, найти одно верное решение
Б) немедленное включение в ситуацию, фиксация всех её особенностей, роли, интуитивное ощущение решения.
10. Если бы всё определялось Вашим желанием, Вы начали бы работать:
А) ещё во время учёбы- чем раньше, тем лучше
Б) после учёбы (сначала нужно получать знания, а потом применять их)
11. Вы решительный человек?
А) да
Б) нет
12. В школьном возрасте Вам больше нравилось посещать:
А) кружки, в которых занимались созданием чего-либо
Б) факультативы
13. Выберите понравившееся утверждение:
А) "теория без практики мертва"
Б) "практика без теории слепа"
14. В организации школьных праздников, покупке коллективных подарков Вы:
А) с удовольствием принимали участие как организатор или помощник
Б) активно не участвовали, хотя, возможно и посещали праздники, присоединялись к поздравлениям
15. Необходимость сделать что-то сложное и важное:
А) часто тяготит Вас, Вы не знаете, с какой стороны подступиться к проблеме
Б) редко вызывает отрицательные эмоции- Вы просто начинаете делать, что считаете нужным
16. В школе чтобы лучше понять материал, Вам требовалось:
А) привести примеры его появления в жизни
Б) повторить, из чего он состоит и почему так организован
17. Вам более интересны люди:
А) имеющие широкий кругозор
Б) применяющие свои знания на практике
18. В школе Вам больше нравились:
А) те предметы, которые связаны с реальной жизнью и могут изучаться с опорой на неё ( труд, ОБЖ, информатика, психология…)
Б) предметы, описывающие незнакомые стороны жизни, требующие представление картины мира (история, геометрия, химия, астрономия..)
19. У Вас чаще возникают вопросы:
А) об устройстве мира, взаимосвязи вещей, вопросы, на которые порой нет одного ответа
Б) вопросы о средствах и способах реализации конкретных действий
20. Вы склонны восхищаться:
А) уникальностью явления, стройностью и точностью природного закона.
Б) оригинальностью задумки, смелостью и простотой воплощения сложной идеи, прогнозами
21. Ваши проблемы:
А) имеют конкретный характер- в своём истинном виде присущи только Вам. Обычно Вы знаете, что сделать, чтобы их решить
Б) обычно носят глобальный характер, по-разному описываются классиками литературы (безответная любовь, одиночество, непонимание), они сложно решаемы.
22. Вы скорей всего назвали бы себя:
А) любознательным человеком
Б) находчивым человеком
23. Вы задумываетесь о Ваших особенностях:
А) потому что Вам нравится познавать себя, интересно открывать новые качества и возможности
Б) чтобы понять, что Вам мешает, а что помогает эффективной деятельности.
24. По-вашему, важнее:
А) разобраться с проблемой- решить её
Б) выяснить, почему она возникла
25. В школе Вас больше поощряли (отмечали):
А) за понимание материала, любознательность, хорошую ориентацию в нём
Б) за находчивость и сообразительность
26. При необходимости ознакомиться с правилами какой-либо игры Вы:
А) предпочитаете понаблюдать со стороны, выслушать чьё-нибудь объяснение- так лучше видны все роли и законы игры
Б) предпочитаете быстрее включиться в игру, освоить правила в процессе- даже, если сначала будет ничего не понятно
27. Вы обычно читаете:
А) для извлечения конкретной пользы из материала
Б) для удовольствия или развития кругозора
28. Когда долго нет никакого занятия, Вы:
А) скучаете, ищете, что можно сделать
Б) размышляете о различных вещах, напрямую не связанных с реальной жизнью.
29. В ситуации нехватки времени:
А) Вам трудно сосредоточиться на проблеме и применить имеющиеся у Вас знания
Б) Вы не затрудняетесь- легко ускоряетесь, информация и нужные действия сами приходят в голову
30. Собираясь провести каникулы (отпуск) в другой стране, Вы:
А) предварительно узнали бы её историю, культуру, памятники, родившихся там известных людей
Б) заранее выяснили бы, какие там обычаи и нравы, отношение к туристам; где можно остановиться и как провести время, что лучше купить
31. Вы предпочли бы:
А) знать один иностранный язык, но глубоко, во всех тонкостях- как родной
Б) знать несколько языков не полностью, а на уровне примерного понимания и передачи мыслей
32 Услышав новое, неизвестное слово, Вы:
А) почти всегда смотрите его значение в словаре или спрашиваете у кого-либо
Б) интересуетесь значением, но посмотреть в словаре обычно не получается.
33. По-вашему, удобней готовиться к экзамену:
А) по учебникам и конспектам, улавливая суть предмета, организацию знания, основные понятия
Б) по предложенным преподавателем вопросам, составляя полный ответ на каждый из них.
Обработка результатов:
Ключ:
"А"-6,10,11,12,13,14,16,18,21,24,27,28.
"Б"-1,2,3,4,5,7,8,9,15,17,19,20,22,23,25,26,29,30,31,32,33.
Нормы:
низкая выраженность 1-14баллов
средняя выраженность 14-28баллов
высокая выраженность 28-33 балла
Испытуемый с низкой выраженностью практической направленности мышления:
Любознательный; получает наслаждение от интеллектуальной деятельности как таковой; ценит обоснованность, доказательность, логичность; увлечённо читает; восхищается устройством вещей; при выполнении новой работы отмечает в ней закономерности, интересные моменты; воплощение замыслов в жизнь составляет скорее трудность, чем удовольствие; любит объяснять происходящие событие, рассуждать; знания, неудачи воспринимает эмоционально; знания, приобретённые в процессе обучения и самообразования играют большую роль, чем опыт; при необходимости действовать быстро может придти в замешательство; при столкновении с проблемой прежде чем действовать стремиться определить её причину; порой труднее других приспосабливается к окружающим изменениям; любит и стремиться узнавать новое о себе.
При высокой выраженности практической направленности мышления:
Предприимчив и самостоятелен; идеи всегда реализуемы;
ценит свободу и удобство; легко приспосабливается к новому; экономично и быстро разрешает проблемы; в решениях стремиться учесть все элементы ситуации и возможные результаты; соотносит происходящее со своей деятельностью и интересами; бывает трудно доходчиво объяснить свои знания другому человеку; хранит в памяти в основном ту информацию, которой сможет потом воспользоваться; столкнувшись с проблемой, сразу начинает решительно действовать; неудачи воспринимает как проблемы, которые нужно решить; основной источник информации- личный опыт; без замешательства соглашается участвовать в новых для него видах деятельности.
|
|