Методика диагностики направленности на поиск/припоминание информации.

Горюшина Е.А., Владимиров И.Ю.

 

С точки зрения диагностики особенностей регуляции процессов переработки информации в ходе практического мышления важным является вопрос о нахождении устойчивой психической характеристики (свойства), связанного со спецификой изучаемого явления. Одной из таких структур психики может являться познавательная направленность субъекта. Так Ю.К. Корнилов и Л.П. Урванцев описывали особую личностную структуру психики: практическая/теоретическая направленность мышления (Корнилов 2004, Урванцев 2004). Выраженность того или иного типа направленности связана со склонностью субъекта определенным образом формулировать и решать задачу. Практики ориентированы на решение вопроса о достижении результата деятельности, преобразование ситуации, а теоретики на выявление особенностей организации явления, понимание закономерностей, объяснение. Нами было предположено существование и других индивидуальных различий в сфере направленности личности, связанных с особенностями организации когнитивных процессов.

Для описания особенностей построения модели ситуации в практическом мышлении важным является вопрос об особенностях организации обратной связи и о том, на что в первую очередь ориентируется субъект: на арсенал наработанных средств интерпретации и решения, или на исследование актуальной ситуации. Данная проблема актуальна не только для психологии практического мышления, но носит глобальный общепсихологический характер. В частности, для психологии восприятия, внимания и памяти остается актуальным вопрос о роли структур памяти (эталонов, схем, категорий, моделей) с одной стороны и процессов организации получения актуальной информации с другой, для построения образа актуальной ситуации. В качестве крайних точек зрения можно привести мнения Дж. Гибсона, подчеркивавшего приоритет актуального взаимодействия (Gibson 1959) и Дж. Брунера, говорившего о ведущей роли структур опыта (Bruner 1957). Очевидно, для быстрого экономичного и адекватного образа важны оба фактора: использование эталонов обеспечивает скорость и экономичность, а эффективно организованная обратная связь – адекватность, что и нашло отражение в дальнейшем развитии теорий организации познавательной активности. Например М. Эрдели предлагая модель гибкой и множественной селекции указывает структуры осуществляющие отбор информации и на этапе сенсорной переработки, и на стадии актуализации информации из долговременной памяти (Erdelyi 1974). Р. Шифрин и У. Шнайдер выделяют в составе процессов внимания автоматические и контролируемые процессы. Первые в отличие от вторых функционируют по алгоритмы, слабо осознаются, эффективны для типичных задач (Schneider 1984, Shiffrin 1984).

Мы предположили что индивидуальные различия в особенностях построения образа актуальной ситуации связаны с одной из составляющих познавательной направленности личности – направленностью на поиск/припоминание информации, то есть склонностью субъекта при отражении и интерпретации актуальной ситуации рассматривать ее детально, как новую или соотносить с эталонными случаями из собственной практики.

Для диагностики выраженности данных типов направленности нами была разработана методика, построенная в форме опросника предпочтений.

 

Конструкт. Направленность на поиск/припоминание информации – мотивационно-регуляционная характеристика личности, определяющая стратегию построения актуальной модели ситуации. Лица с выраженной направленностью на поиск имеют склонность к детальному выявлению характеристик ситуации, тенденцию к рассмотрению ситуации как новой, тенденцию к исследовательскому поведению, имеют лучшие параметры организации обратной связи.

Лица с выраженной направленностью на припоминание имеют тенденцию пользоваться заготовками решений (ориентироваться на эталоны), обладают более структурированной системой опыта.

Предполагается большая эффективность лиц направленных на поиск в исследовательских задачах и ориентировке в новых ситуациях и большая эффективность лиц направленных на припоминание при решении типичных задач.

 

Операциональное определение:

Человек, направленный на поиск информации в отличие от направленного на припоминание характеризуется следующим:

     задает много вопросов на уточнение

      быстро, спонтанно реагирует на ситуацию

      внимателен к деталям

      не боится делать ошибки

      не склонен к долгим размышлениям, сразу действует

      старается понять ситуацию.

 

 

 

Инструкция:

Вам предлагается тест из 55 утверждений. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

4 — согласен,

3— скорее согласен, чем не согласен,

2 — скорее не согласен, чем согласен,

1 — не согласен.

 

Текст опросника:

 

1.       У меня часто возникают ощущения того, что я уже здесь был.

2.       Я люблю вспоминать прошлые события.

3.       Я склонен анализировать события уже после их окончания.

4.       Я запоминаю свои успешные решения, чтобы потом повторить их.

5.       Я лучше ошибусь, но сделаю все быстро.

6.       Мне часто говорят, что я бурно реагирую на происходящее.

7.       Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью новых идей.

8.       Я легко выдаю новые идеи.

9.       Я медленно ориентируюсь в новой ситуации.

10.     Я задаю много вопросов.

11.     Обычно я быстрее других нахожу решение проблем.

12.     В гостях я тщательно рассматриваю детали интерьера, обстановку.

13.     Я всегда тщательно выясняю правила любой игры.

14.     Мне нравится узнавать новые факты про знакомых.

15.     У меня накоплен солидный багаж различный знаний и умений.

16.     Обычно я долго размышляю, строю пути решения вопроса.

17.     Мне нравится, когда события быстро сменяют друг друга.

18.     Я предпочитаю сразу решать проблему, нежели обдумывать ее.

19.     Мне кажется, что я придаю прошлому большое значение.

20.     В делах я всецело полагаюсь на собственный опыт.

21.     В трудных ситуациях я вспоминаю аналогичные случаи из жизни.

22.     Я люблю задача на «сообразительность».

23.     Я восприимчив к новым идеям.

24.     Если ко мне неожиданно обращаются, я отвечаю первое, что пришло в голову.

25.     Я считаю, что первое решение обычно верное.

26.     Я быстро принимаю решение.

27.     Я часто действую по первому побуждению.

28.     Я планирую последовательность своих действий.

29.     Окружающие считают, что я человек – действия.

30.     Я склонен к «философским размышлениям» по самым разным вопросам.

31.     Считаю, что главное в профессии – приобрести опыт.

32.     Я часто выигрываю в логических играх.

33.     Я хорошо играю в карты.

34.     Я учусь на своих ошибках.

35.     Я часто сопоставляю события своей жизни с тем, что видел в кино, читал в книгах.

36.     У меня есть способ урегулирования конфликтов, который работает в любой ситуации.

37.     Я замечаю малейшие изменения в людях.

38.     Я могу быстро найти дорогу в незнакомом городе.

39.     Дни Рождения друзей и знакомых я знаю наизусть.

40.     Я легко ориентируюсь по карте.

41.     Я легко могу включиться в работу нового коллектива.

42.     Многие телефоны я помню наизусть.

43.     В трудных ситуациях нужные сведения из памяти всплывают сами собой.

44.     Я помню имена и фамилии почти всех, с кем когда-то общался.

45.     В школе я легко и быстро заучивал стихи.

46.     Даже если проблема неожиданная, я быстро ее решаю.

47.     Когда я смотрю фильм, я строю версии о том, что будет дальше.

48.     Мне понравилось бы заниматься фотографией.

49.     Я мог бы хорошо водить машину.

50.     По дороге я подмечаю рекламные щиты, вывески и т.п.

51.     Я люблю играть в командные виды спорта.

52.     Работа следователя кажется мне интересной.

53.     Я всегда отмечаю детали одежды, прическу человека, с которым общаюсь.

54.     Я часто провожу аналогии между событиями своей жизни и жизни друзей и знакомых.

55.     Я учусь на чужих ошибках

 

Обработка результатов:

1. В баллы по обратной шкале меняются на противоположные (4 на 1, 3 на 2 и т.п.)

2. Подсчитывается сумма баллов

Высокий балл по опроснику свидетельствует о выраженности направленности на припоминание информации.

 

Ключ:

Прямые вопросы: 1, 2, 3, 4, 9, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 28, 30, 31, 34, 35, 36, 39, 42, 43, 44, 45, 48, 54, 55

Обратные вопросы: 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 32, 33, 37, ,8, 40, 41, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53

 

Нормы.

Выборку нормирования составили 100 человек, студенты ЯрГУ

 

Сырые баллы

Стены

113 – 117

1

118 – 122

2

123 – 127

3

128 – 133

4

134 – 138

5

139 – 143

6

144 – 149

7

150 – 154

8

155 – 159

9

160 – 161

10

 

 

Психометрическая проверка методики:

1. Анализ пунктов: в результате проверки заданий по параметрам «индекс трудности» и «коэффициент дискриминативности» на выборке из 100 человек (студенты ЯрГУ) из первоначальной формы содержавшей 80 заданий было отобрано 55

2. Проверка на надежность:

Надежность по однородности: коэффициент Кронбаха 0,75 (α > 0,6)

Ретестовая надежность: R=0,91 p=0,01

3. Проверка на валидность

Критериальная валидность: S=0,097 p=0,05

Конструктная валидность; R=0,58 p=0,01

Конструктная валидность методики проверялась с помощью использования опросника личностной ориентации (POI): шкала «Гибкость поведения (Экзистенциальность)».



Hosted by uCoz